Карта сайтаКонтактная информация
   
   
   
Регистрация
Восстановить пароль
О журнале
Содержание
Письмо директора Эрмитажа
События
Выставки
Музыка
Архитектура
Книги
Особые вещи
Кино
Театр
Тема номера
Фотосессия
Искусство и деньги
Ретроспектива
В фокусе
Мой Эрмитаж
Анонсы
Архив номеров
Где купить?
Подписка
Реклама
Клуб Друзей Эрмитажа
Обратная связь
Карта сайта






 
Главная >  Содержание > Кино > Анджей Вайда: "Я хочу, чтобы "Катынь" посмотрела молодежь..."...

Анджей Вайда: "Я хочу, чтобы "Катынь" посмотрела молодежь..."


В Москве и Петербурге состоялся закрытый показ нового фильма Анджея Вайды «Катынь».
В открытый российский прокат он выйдет летом. Об истории создания «Катыни» и авторских замыслах с режиссером беседовала Юлия Кантор.


Знаки отличия польских офицеров, найденные на месте катынской трагедии. Фото Piotr Bujnowicz, Fabryka Obrazu
Увеличить »


Кадр из фильма «Катынь». Фото Piotr Bujnowicz, Fabryka Obrazu
Увеличить »


Кадр из фильма «Катынь». Фото Piotr Bujnowicz, Fabryka Obrazu
Увеличить »

— Пан Вайда, ваш фильм — художественный, насколько сильна в нем документальная основа, насколько он историчен?

— Сценарий написан нашим известным автором Анджеем Мулярчиком. Документы — только начало, необходимая основа. Есть факты, мимо которых польский кинематограф не может, не должен пройти. Существуют фильмы о восстании в Варшавском гетто и Варшавском восстании 1944 года, о 1939 годе (тогда по секретному приложению к пакту Молотова — Риббентропа Польша перестала существовать как самостоятельное государство. — Ю. К.). И не может быть, чтобы Катынь не нашла отражения в художест-венном сознании. Если бы я даже не создал этот фильм, он все равно возник бы… Фильм ни в коей мере не направлен против России: он о том, как совершалось преступление Сталина.
Эта лента о том, как раскрывается страшная правда. НКВД расстрелял в Катыни несколько тысяч польских офицеров, а ведь они могли принять участие в войне против фашистов.

Я, конечно, изучал документы о Катынском деле, переданные Россией. Это документы заседаний сталинского Политбюро, на которых принималось решение. До сих пор недоступны материалы, которые показывали бы, как это все происходило, как было организовано. Я читал отрывки из дневников, найденных при эксгумации останков. Парижский журнал «Культура» опубликовал воспоминания вдов наших расстрелянных офицеров. Это все и составило историческую базу. Можно было сделать документальный, политический фильм, но зритель, польское общество, ждет не этого: необходимо художественное
осмысление, не искажающее исторической правды. Тем более что расстрелом в Катыни история не закончилась — еще были жены и дети. Как складывались их судьбы — фильм и об этом. Я помню, мать рассказывала мне о Катыни, — там погиб отец. Вообще, в Польше практически нет семей, которых не коснулась бы Катынь.

— Катынь коснулась и семьи Кшиштофа Пендерецкого, чья музыка звучит в фильме. Фильм стал для вас обоих в какой-то степени автобиографичным?

— Нет, я избегал этого. В ленте пять новелл, пять сюжетных линий, которые пересекаются. В основе каждой — подлинная история. Большая часть действия происходит в 1945 году, когда одни возвращаются, а другие — нет… Одну из главных ролей играет Сергей Гармаш, совершенно блестящий актер. Я познакомился с ним, когда ставил «Бесов» в «Современнике». Он играет советского офицера, спасающего жену расстрелянного в Катыни поляка. Он прячет женщину, когда ее должны арестовать после расстрела мужа.

— На какую аудиторию вы рассчитываете?
— Это трудный вопрос. Еще несколько лет назад не было интереса к прошлому, молодежь хотела смотреть только в будущее. Молодые актеры — также. Но постепенно произошло осознание того, что без прошлого нет будущего. И я хочу, чтобы «Катынь» посмотрела молодежь. Моя задача — рассказать правду. Есть явления, мрачно знаковые для ХХ века. Их нужно осмыслить и прочувствовать, чтобы не было спекуляций.
— Насколько сейчас ситуация в Польше созвучна вашему ментальному настрою? Придя в 80-е годы в «Солидарность», вы десятилетие спустя ушли из политики. Почему?

— В жизни каждой страны бывают моменты, когда художник не остается в стороне от перемен. Он обязан быть гражданином. И не только в творчестве. Быть может, именно участие интеллигенции удерживает общество в кульминационные моменты истории от перехода к разрушению. Хотя не всегда…Время идеализации прошло. Когда по-явилась «Солидарность», мы думали, что будем быстро идти вперед. А потом выяснилось, что старые болезни сильно въелись в наше сознание. И общество развивается, растет медленнее, чем хотелось бы. И самое страшное, что разочарование могло качнуть маятник времени назад. Старая система огрызалась очень упорно, отчаянно, зло. Я должен сказать одно: мы все понимали, от чего уходим. И это понимание стало залогом движения вперед. Теперь Польша очень изменилась, она становится цивилизованной страной — политически и экономически.

— Когда государство уходит от тоталитаризма, интеллигенции легче быть в оппозиции или петь в унисон с властью?
— Ей трудно остаться интеллигенцией. (Улыбается.) В демократической стране у нее нет необходимости быть монолитной. Но сохраняется, как мне кажется, обязанность показывать ошибки правящих. Интеллигенция потеряла неформальную трибуну — в тоталитарном государстве ее голос был нравственным камертоном среди общего молчания и политических «заглушек». Теперь все не так. И это многих испугало, разочаровало. Но это закономерно и правильно. Нужно существовать в полифонии.

« Назад

 

 Новости

28.08.2008 - В Москве пройдет выставка произведений из собрания Франсуа Пино
Картины и объекты из собрания Франсуа Пино, владельца дома Christie's и одного из самых влиятельных людей в мире современного искусства, будут показаны в феврале 2009 года в Москве, в новом центре современной культуры "Гараж" (CCC-Moscow Garage).

28.08.2008 - Произведения Фрэнсиса Бэкона покажут в России
Как сообщает The Art Newspaper, в 2010 году в Москве, в центре современной культуры «Гараж», а затем в Петербурге, в Эрмитаже, пройдет выставка произведений Фрэнсиса Бэкона «Смерть, затмевающая жизнь. Фрэнсис Бэкон. Поздняя живопись, 1971-92». Куратором выступит Мартин Харрисон, он же готовит каталог выставки.



18.08.2008 - В Осло появится новый музейный квартал
Муниципалитет Осло обнародовал проект нового музейного квартала, который к 2014 году будет построен в окрестностях футуристического здания норвежской Национальной оперы.

Все новости »

 События

13.09.2008-28.09.2008 XI Международный фестиваль EARLYMUSIC

13 сентября в С-Петербурге открывается XI Международный фестиваль EARLYMUSIC.



18.08.2008-30.09.2008 Мастера французской фотографии. Выставка в музее "Дом Метенкова"

В Екатеринбурге в фотографическом музее "Дом Метенкова" проходит выставка работ французских фотохудожников.


 



08.08.2008-28.09.2008 Картины Гарофало из монастыря Сан Бернандино. Выставка в Эрмитаже
Выставка посвящена Бенвенуто Тизи да Гарофало (1481-1559), одному из выдающихся художников Италии XVI века.

Все события »