Письмо директора Эрмитажа
Как звучат картины
На обложке этого номера, посвященного музыке, — знаменитая фотография, символ Мэна Рея. Для Эрмитажа это не просто известный шедевр, но воспоминание об одном из знаковых событий. Тогда в музей привезли из Генуи скрипку Паганини. На ней играл Сергей Стадлер, а в зале, воспроизводя то, что изображено на этой фотографии, сидела живая модель. То был один из примеров эрмитажного синтеза искусств.
Эрмитаж неразрывно связан с музыкой. Его театр существует со времен Екатерины. В нем регулярно проходят концерты, специально поставленные для этой сцены оперы. Есть оркестр Государственного Эрмитажа, руководимый Саулюсом Сондецкисом, несколько музыкальных фестивалей и постоянные программы музыкальных событий в залах музея. Можно говорить о том, что создана некая концепция музейной, эрмитажной музыкальной жизни, отличной от просто концертов в музейных интерьерах. Музы в нишах Эрмитажного театра могут быть довольны. МУЗЕЙ и МУЗЫКА живут вместе, как им и велит семантика.
Музыка звучит в эрмитажных экспонатах. Как-то я несколько часов провел в наших залах с Полом Маккартни, и мы говорили, в частности, и о том, какие гитары и мандолины в руках персонажей Пикассо звучат, а какие нет.
Или знаменитая картина Караваджо «Лютнист». Ноты на столе, как известно, позволяют воспроизвести исполняемую персонажем музыку. Собствен--но, и его пол был окончательно определен благодаря характеру этой музыки. Эрмитаж с помощью итальян-ских коллег сделал даже больше. Удалось восстановить запахи фруктов и цветов, изображенных на картине. Была проведена выставка-действо, на которой играла реконструированная музыка, а в воздухе витали ароматы «с картины».
Одна из интересных задач для мыслящего посетителя — придумать, какая музыка подходит Рембрандту, Рубенсу, Леонардо. Музыканты на наших фестивалях предлагают разные решения, часто меняющиеся. Под какую музыку танцуют фигуры в «Танце» Матисса? Наверное, не под ту, что исполняют в его «Музыке». А может быть, именно под нее… Напрашивается тема для музыкального фестиваля.
Михаил Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа
|